Улыбнись=)
51 ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛЕ
6
Александр Рандэльф: Говори, как Цицерон!
  1. Александр, многие из наших читателей уже знакомы с
    Вашей деятельностью, но есть и те, кому очень интересно
    узнать: чем Вы занимаетесь. Расскажите нам.

    Я преподаватель ораторского искусства. И хотя сегодня как-то прижилось у нас это слово «тренер», применительно, буквально, к любому образовательному направлению, я остро ощущаю его спортивные коннотации и считаю себя преподавателем, учителем, наставником.
    В чём суть моего наставничества? Я помогаю людям становиться более адаптированными к задачам современного мира, в основе которого – активное общение. Кстати, в этом направлении у человечества есть два способа обмена информацией: беседа и рассказывание. Во время беседы мы обмениваемся короткими репликами друг с другом, слушаем, задаём вопросы. Этот способ коммуникации используется широко – от дружеских бесед до профессиональных переговоров. Надо сказать, что люди довольно рано начинают практиковаться в этом плане и, если только им не нужно заниматься продажами, общаться на так называемом «холодном рынке», вести сложные переговоры, то они порой не чувствуют нужды в усовершенствовании данных навыков (а жаль, ведь и дружеское общение и общение в семье от этого только выиграли бы). Что же касается второго коммуникативного подхода – рассказывания – тут, вследствие негативного опыта, полученного ещё в школьные годы у доски, вследствие общего стрессового фона, когда ты рассказываешь, а все на тебя «пялятся», а так же по причине многих других осложняющих факторов, люди часто избегают наработки навыков рассказчика или, как их ещё называют, ораторских навыков. В результате остро чувствуют желание овладеть данной наукой и нуждаются в помощи на этом пути. К сожалению, многие настолько не верят в собственные силы, что производят контрперенос – начинают считать ораторские навыки врождённым даром, недоступным для освоения. Но это заблуждение. Я же, являясь наставником в постижении законов ораторского мастерства (то есть – умения хорошо рассказывать: выступать, презентовать, просто ярко и интересно говорить), считаю своим долгом развенчивать данное заблуждение и обучать людей искусству рассказывания. Такова моя деятельность – обучение ораторскому мастерству.
  2. «Говори, как Цицерон» — Ваш слоган. Почему именно Цицерон?
    Да, долгие годы эта фраза и впрямь была моим слоганом. Сейчас готовится новый сайт моего учебного направления, которое будет называться Академия «Риторис» и к которому я планирую привлекать других высококлассных профессионалов. Первые ласточки уже есть, например, замечательный наставник из Нижнего Новгорода Денис Федотов, желающий представить у себя ряд лучших моих учебных программ и освоить ведение данных тренингов. И ради конкретизации своей деятельности я поменяю слоган, он будет звучать, как и название моего основного учебного курса: «Выступай – легко!». Что же касается Цицерона – мы не напрасно провели с ним столько лет вместе, так как ни для кого, я думаю, не секрет, что этот величайший мастер слова был настолько искусен, настолько уважаем одними и опасен для других, что, когда войска повстанцев вошли в Рим, они первым делом убили Цицерона, так как понимали – он тот, за кем может пойти народ. Это страшная и всё же великая плата за всенародную любовь, которая подтверждает силу и власть слова. Однако сам я, восхищаясь Цицероном, ассоциирую себя, скорее, с Аристотелем, не смея равнять себя с этим великим мыслителем, отцом науки, а просто находя многие точки сходства. Например, проблемы с речью, которые были свойственны Аристотелю на протяжении всей его жизни, и так хорошо знакомые мне (некоторые – по сей день); желание преодолеть эти проблемы, которое привело к учительству в области общения; стремление ясно мыслить и прежде искать всему рациональное объяснение, не довольствуясь понятиями «чудес»; наконец, интерес к могуществу слова и многие другие схожие черты.
  3. >Вы учите говорить правильно и красиво, таким образом дополняете имидж. А что более важно то, что мы говорим или то, как мы говорим?
    Когда-то я предполагал, что второе важнее. Сегодня я думаю, что важно и то и другое. Однако начинаю обучение всегда с последнего. Я напоминаю студентам, что у опрятного и обходительного пустомели, увы и ах, будет больше шансов пообщаться со мной, чем у дурно пахнущего шепелявого бомжа, хотя бы он и обладал умом Сократа. Специально утрирую, чтобы яснее показать: народная мудрость «по одёжке встречают – по уму провожают» права до последней точки. И даже больше – одёжку я понимаю в широком плане: не только «главное, чтобы костюмчик сидел», но и общее визуальное впечатление, иными словами «одёжку психологическую». А тут важно всё: как человек себя держит: поза, жесты, зрительный контакт, как его голос звучит, какая у него дикция, мимика и пр. Это условие, с помощью которого можно пройти первое испытание – преодолеть первый коммуникативный барьер. Да и не раз и навсегда преодолеть, а преодолевать в процессе каждой обсуждаемой темы: ведь если кто-то держался вначале бодрячком, а как дошло до обсуждения таких-то и таких-то вопросов – вдруг смутился, замялся, потупил глаза: мы делаем из этого соответствующие выводы. Так же и другие делают выводы в отношении нас. Но с умеющим себя подать пустомелей долговременного интересного общения тоже не построишь. Послушаешь разок его болтовню – и хватит. Вот почему я считаю, что важно всё: и мысль, и её словесное оформление и визуально-аудиальное выражение речи.
  4. Как проходят Ваши занятия? Насколько я понимаю, тут они построены больше на практике, нежели на теории?
    Да, абсолютно верно. Практика преобладает. Это основа эффективного обучения. Так что соотношение 20/80 чту. Хотя немного смещаю границу, скорее, в сторону золотого сечения. И вот почему: многие не знают, что по среднему образованию я музыкант-теоретик. По первому высшему – композитор. А по второму высшему – логопед-психолог. И хотя от первой области своей я ушёл необратимо далеко, всё же первичный фундамент, умение ценить качественную теорию, не потерял для меня своего значения. Я считаю, что оптимальное поведение начинается с оптимальных пониманий. И большинство проблем у человека возникает по причине, простите, каши в голове. К счастью, не тотальной (если не будем брать отдельных личностей), но «точечной», в определённых жизненных областях. И чем больше этой каши наварено, тем больше потом приходится расхлёбывать. Формула успеха «по Александру Рандэльфу» довольно проста: оптимизация картины мира в совокупности с целенаправленными действиями. Так что недооценивать значение качественной теории я не склонен. Как и переоценивать значение чисто познавательной деятельности, лишённой практического вклада.
  5. Ваши тренинги проходят по Вашим уникальным разработкам. Как Вы собирали информацию, откуда черпали и черпаете знания?
    Возможно, это прозвучит расплывчато – но черпаю, буквально, отовсюду. Даже наблюдая за животными, можно прийти к интересным выводам. Скажем, у меня две кошки. Одна (питерский сфинкс) ведёт себя решительно, настойчиво, склонна постоянно взаимодействовать, а вторая (корниш-рекс) вечно стесняется, держится особняком. Как вы думаете, какая получает больше внимания, ласки, еды?.. Вот и я учусь у кошек быть более активным. И других тому же учу. Но я понимаю, о чём вы меня спрашиваете: у кого я сам учился, чтобы теперь преподавать данную науку? Мне повезло с учителями. Их очень много. Первым моим учителем без преувеличений была моя мама, Лариса Владимировна Пелипенко, самобытный педагог, обучающий глухих детей говорить. Именно по её стопам я получил второе (логопедическое) образование. Я благодарен и Школе «Образ» Сергея Базарова, и замечательной преподавательнице Елене Кантиль, с которой я там познакомился, учился у неё и дружу с ней по сей день, прекрасные мастера Сергей Шипунов, Анастасия Спиро и Евгений Ильченко – основная команда тренинг-центра «Университет Риторики и Ораторского Мастерства» охотно делились со мной своими бесценными наработками, легендарный мастер Дмитрий Устинов: ведущий ораторских тренингов в центре «Синтон», неподражаемый Сергей Ковалёв – автор многих учебных курсов по самосовершенствованию, у которого мне тоже посчастливилось учиться… И это лишь небольшая часть людей, которым я благодарен за их личный опыт, знания и навыки, что они дали мне как ведущему учебных курсов. Но у каждого преподавателя есть своё видение, своё понимание. И эти понимания обязательно расходятся – иногда в деталях, иногда глубже. Поэтому каждый думающий преподаватель неизбежно начинает выстраивать программу по своему видению. А новый опыт и практика выводит на собственные открытия как мировоззренческие, так и чисто технологические. Ноу-хау в моей области не возникают на пустом месте. За ними стоит огромный пройденный путь. Например, такой, как проделал я.
  6. Наверняка, у Вас как ни у кого другого было много забавных ситуаций на тренингах, расскажите какой-нибудь необычный случай, который случался у Вас на тренингах.
    Случаев таких и впрямь много. И они как анекдоты – хорошо вспоминаются к слову, а не по заказу. Сейчас вдруг вспомнилось, как недавно пришли ко мне молодожёны, в прошлом двое моих выпускников. И говорят: – Спасибо Вам за то, что нас познакомили! – Это как же я вас познакомил? – удивляюсь в ответ. – Всё Ваши упражнения! Помните, Вы учили нас объединяться в пары и смотреть молча друг другу в глаза, чтобы приучить себя к зрительному контакту? – Конечно. Второе занятие первого уровня. – Ну вот. Нам одной минуты хватило посмотреть в глаза друг другу, чтобы всё понять. Я от всего сердца поздравил молодожёнов, а сам подумал: не пора ли мне поменять название «Выступай – легко!» на «Пожениться – запросто!»?.. До сих пор в раздумьях нахожусь.
  7. Как Вы пришли к тому, чтобы заниматься обучением людей искусству говорить? Чем занимались до этого?
    После выпуска из Московской Консерватории я, имея некоторый вокальный опыт, стал обучать желающих развитию голоса. Это был мой дополнительный заработок. Параллельно я начал работать в Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС) на кафедре вокала в классе старейшего педагога, учительницы известного всем Льва Лещенко, А.К. Матюшиной. Правда проработал я там не очень долго: продолжению работы в ГИТИС’е помешало моё второе образование, которое начал получать, так как понял, что мне остро не хватало навыков постановки звуков в процессе работы над голосом и техникой речи клиентов. Так на пути театра встала логопедия. А в 2005 году я решил для себя поучиться актёрскому мастерству в школе «Образ» Сергея Базарова. Пришёл туда как студент. Природный артистизм и театральный опыт дали о себе знать. Меня быстро заметили, приглашён играть в спектакль «Свободная пара» по пьесе Дарио Фо (известного итальянского драматурга). И уже с 2006 года я начал преподавательскую деятельность в качестве ведущего тренингов. Вначале – тренингов актёрского мастерства (тут мне помог и мой богатый опыт работы в ГИТИС’е), затем программ по развитию голоса (своему направлению с 2001 года), а дальше и ораторских (курсов публичного выступления). Удивительно, но о последнем меня попросили мои выпускники. Им хотелось научиться выступать на публике и рассказывать так же, как я. И хотя я не считал себя ни особо хорошим оратором, ни, тем более, способным этому научить, всё же решил пойти на уговоры студентов. Так в 2007 году возник ораторский курс.
  8. Какие рекомендации можете дать желающим изъясняться красноречиво?
    Здесь есть два пути: тренироваться самому и ходить на тренинги. С посещением тренингов всё понятно: ваш покорный слуга и его многочисленные коллеги – к услугам ищущих. Самостоятельные же тренировки должны включать ряд условий. 1. Чтение учебной литературы. И не одной конкретной книжки, а множества книг. Чем больше – тем лучше. Количество перейдёт в качество. 2. Наблюдение за выступающими. Политики, учёные, лекторы, телеведущие – вся эта многочисленная «братия» должна стать для вас наглядным материалом. Учитесь, думайте, вникайте: что и почему им удаётся, что и как можно усовершенствовать, сделать интереснее. 3. Тренируйтесь сами. Ежедневно найдите повод кому-нибудь поведать анекдот, историю из жизни, произнести тост, призвать, толкнуть спич. Тренируясь, вы будете переводить в навыки те знания, что почерпнули из книг и наблюдений. 4. Записывайте себя на видео. Это прекрасный способ понаблюдать за собой. Прийти к нужным выводам. Только без истерики: «Ой! Это я?! Какой ужас!». Несколько раз отсмотрите своё выступление. Понаблюдайте за поведением, жестами, голосом, словами. Обратите внимание на сильные стороны, на зоны ближайшего развития. И я уверен – всё получится!
  9. Расскажите нашим читателям, что можно узнать на Ваших тренингах?
    На сегодняшний день мне проще перечислить, чего нельзя узнать на моих тренингах. Перечень различных тем по ораторскому мастерству просто огромен. Первый уровень посвящён основам ораторского искусства и речевой харизматики – постановка на публике, энергетика и техника речи, ролевые модели, формы речей (информирование, убеждение, равлечение, торжественные речи), методы ответов на вопросы и реакции на провокативные выпады. Второй уровень посвящён красноречию и влиянию – это и фигуры красноречия, и способы запоминания информации, и мотивационные модели, и анализ аудитории, и даже скрытое влияние – «гипнориторика». Третий уровень развивает навыки убеждения и доказательства – здесь мы разбираем законы логики последствия её нарушения (ошибки и манипуляции), изучаем методы визуализации: флипчарт, предметы, слайды. Четвёртый уровень – это и вовсе праздник ораторского мастерства: никакой теории – сплошная практика по закреплению всех пройденных на первых уровнях тем и по развитию новых навыков. Это я перечислил лишь учебные темы курса «Выступай- легко!». Без учёта курсов по развитию голоса, тренировке юмора, стрессоустойчивости, речевой образности и других моих образовательных проектов.
  10. Ну и конечно же подскажите, как им можно туда попасть?
    Пожелав продолжить своё обучение под моим руководством, оказаться на моих тренингах очень просто. Достаточно записаться на сайте. Пока что это сайт www.randelf.ru. Но в скором времени будет www.ritoris.ru. И, выбрав удобное время посещений, прийти на тренинг. А ещё лучше – вначале посетить открытый урок по ораторскому мастерству. Такие уроки я часто провожу в Москве. И рад каждому, кто, подобно мне, интересуется великой наукой – риторикой, наукой об умении ясно мыслить, красиво говорить и выступать – легко!
  11. Выражаю благодарность вашему ресурсу за прекрасную возможность поделиться своим опытом с интересующимися, ищущими людьми. Удачи!

Рубрика: Искусство
9 598
1
Понравилось интервью? Оставь комментарий!
  • Эрнест

    адекватный чел
    даже Журналу спасибо сказал за интервью
    многие пафосные тут

Нажмите, чтобы отменить ответ.

  • Рубрики