Улыбнись=)
51 ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛЕ
41
Франц Вертфоллен: Люди в массе слишком безмозглы и увлечены формой
  1. Сегодня у нас в гостях Франц Вертфоллен. Франц,
    расскажите для тех, кто с Вами ещё незнаком, чем Вы
    занимаетесь? Очень хотелось бы услышать полную
    биографию с Ваших слов.

    Учился я во Франции и не на режиссера — специалист по информации и коммуникации, такая замечательная специальность для тех, кто еще не определился — отсюда можно и в журналистику, и в корпорации, и в политику. Была у меня мысль продолжить со Sciences Po, политическими науками, но на третьем курсе я попал на работу в штаб-квартиру Юнеско в Париже.
    Работа у меня была замечательная, большую часть времени надо было присутствовать на приемах и мероприятиях, устраиваемых представительствами стран при Юнеско — вещь в целом интересная и позволяющая очень много узнать свежего о разных культурах. Но, помимо приятных обязанностей, я должен был присутствовать на разнообразных политических форумах, на которые столь щедра ООН и ее подструктуры. На одном таком собрании я очень ясно понял — вот так я и умру. Чуть растолстевшим, слегка полысевшим невнимательным слушателем скучающего клона (возможно в другом костюме) этой скучающей тетеньки монотонно рассказывающей что-то настолько же бессодержательное, насколько не грозящее действиями. Что-то в роде "голодающие голодают, голодали и будут голодать, мы спасали, спасаем и будем спасать, а они будут голодать, а мы спасать, потому что мы можем". А все присутствующие думают — "надо же, весна", ну или более прозаично — "печеньки, печеньки, печеньки". А что поделаешь, первоклассная в Юнеско выпечка на кофе-брейках. Но зато я в тот момент понял, что ни в журналистике, ни в корпорациях, ни в политике я таким образом работать не буду, что мне очень помогло, я вообще долго определялся, чем же мне заниматься-то в жизни, что, наверное, тоже было полезно, потому что так я изучал все.
  2. Со Sciences po я не продолжил, уехал в Ладак (Индия), не то чтоб я был поклонником всего того, что сегодня обзывают буддизмом, но так вышло. Затем мне представилась интересная возможность проехаться по Казахстану, побывав в шахтах по добыче ценных металлов, на крупнейших нефтяных проектах, как Кашаган, посмотреть на уровень кино в Казахстане. После вместе с Айгерим Ерехановой мы создали несколько спектаклей по моим текстам и стихам. Писал я всегда, но это было что-то очень внутреннее, и хотя лет в 17-18 я много рассуждал об издании книги, всерьез я к этому не относился… пожалуй, не отношусь до сих пор.

    В 2012 году, совместно с Айгерим, мы отсняли среднеметражный фильм "От Софии", открыли свою школу актерского мастерства, в 2013 вышел "Автопортрет", который СМИ назвали романом в стихах, и в 2014 в Центральном государственном музее РК в Алматы состоялась выставка моих графических работ. Вот, пожалуй, все. Еще влог A, B, C, D…men, который пока для души, раз точно не для кармана.

  3. У Вас безусловно хорошее образование. Не считаете ли Вы, что именно Ваша среда повлияла на Ваше формирование?

    Когда субъекту N нужен витамин С, он может получить его хоть из морского планктона, лишь бы у него была возможность воспринимать этот витамин.

    Влияние среды на людей слишком переоценивается теми, кто ищет оправданий своему бездействию. Люди очень любят кого-либо винить в своих бедах, лишь бы не себя. Этому мешает коллега, тому — теща, третьему — обязательства перед мамой/папой/внучатой племянницей третьего прадедушки, четвертому — образование или его отсутствие, список бесконечен.

    Безусловно, богатый, влиятельный, любящий отец еще никому не был препятствием. Но, как уже говорилось в роликах, люди могут начать не в том ящике (социальной прослойке), а вот заканчивают они всегда там и так, как заслужили. Есть, конечно, и здесь исключения, Колумб или Сервантес, например. Но исключений этих один на миллиард, и в основном то — гении.

    Среда — это приятное или неприятное дополнение, все решает суть человека.

    Нищета и монастырь не помешали Шанель развить вкус. Ломоносов — сын крестьянина, Да Винчи — бастард деревенского нотариуса… список людей, что могли бы жаловаться на свою среду бесконечен тоже.

    В чем-то мне повезло, в чем-то — не очень; не среда решает, каков будет человек — решает он сам.

  4. Франц, Вы же понимаете, что обычный обыватель не сможет создать продукт «Премиум» класса. Среда уже сыграла своё, знаний он для этого не сможет добыть, а ресурсов он и подавно не найдет для создания Lamborghini.

    Обывательне сможет создать продукт «Премиум» класса, потому что он не хочет знаний, не хочет действий, рисков, ответственности, мысли и горения.

    Если даже бедный Ломоносов в русских деревнях сумел стать ученым, то есть нашел доступ к знаниям, то сегодня если у вас нет знаний, это не среда, не злой Большой брат, не судьба и не мистика, а лень, ограниченность и косность. И не общество, правительство, родители, гороскоп или инопланетяне "впрыскивали" вам вашу лень и косность — это вещи врожденные, и за них в ответе только сам человек.

    Ресурсы можно найти для всего. Для чего угодно. Нужно просто знать, что конкретно ты ищешь. Никто не сможет найти "то, не знаю что" "там, не знаю где" для "чего-то, не знаю чего". Если мы о материальных ресурсах.

    Если мы об интеллекте, силе воли, целеустремленности, то у обывателя их нет, на то он и обыватель. Почему-то еще какие-то полвека назад, это не вызывало проблем. Лишь последнее десятилетие, максимум два, все внезапно решили, что каждый — талант, гений нераскрытый и заслуживает персонального рога изобилия.

  5. Мозг с древних времён затачивался под три задачи: еда, секс, доминантность, что в принципе вы и «презираете» в своих роликах=) Созидание это не биологическая задача.

    Мозг вообще очень сложная махина и лишь под три задачи затачиваться не мог. Это уж кто как использует. Я вовсе не презираю животные инстинкты в людях, пока последние не становятся претенциозны и лицемерны.

    Оголодавший мексиканец, пришедший продать свои мышцы наркокартелю из непоколебимой уверенности в том, что где-то за этими стенами водится-таки то самое золотое-фиолетовое высшее счастье и правый в своей уверенности, потому что для него высшее блаженство, которому и святые-то позавидуют — это прокатиться, поблескивая бриллиантовым АК, на феррари с попастой Виолетой, которая если дает, то только самым важным сеньорам. Так вот этот мексиканец, искренне знающий цену себе и своим мечтам, искренне готовый за них умереть и на большее не претендующий, куда приятнее и безопаснее очередной корчащей из себя духовность, креативной до невозможности Эллочки Людоедочки, что "такая противоречивая вся".

    Люди в массе слишком безмозглы и увлечены формой, чтоб увидеть разницу между созиданием и замусориванием информационной среды. Они куда больше любят замусоривание — оно не заставляет расти. Но при этом созидание — вполне себе биологический процесс, потому что у тех, кто сильнее, смелее, умнее, желание жить лучше — это врожденная необходимость.

    Рассудок очень выгоден, если его подчинить некой религиозной идеи, расход уже не 25% от всего организма, а 9%.

    Это к религиозному фанатизму? Так массы всегда будут во что-нибудь фанатично верить. И хорошо. У толпы нет своей системы координат, ей обязательно нужна чья-то. Она никогда не сможет определить, что полезно, что вредно, что убого, а что достойно, что подло, а что — нет. Ей нужен надсмотрщик с палкой — будь то еврейский бог Ветхого Завета, Аллах или строжайший свод гражданских законов. Вредно для масс одно — пряник. Скажите толпе, что вы любите ее такой, какая она есть — трусливой, мелочной и невежественной — и она сожрет вас, а потом попереубивается сама. Печально лишь, что все больше религий все серьезнее озадачиваются "квартирным вопросом" и стараются найти себе прихожан, как HBO — зрителей. Хочешь сисек, будут сиськи, хочешь любви — будет любовь, вот хочется тебе бездействия и жалости к себе, так они такие письма от бога насочинят, где бог не бог уже, а шлюха какая-то из ну совсем оголодавшей азиатской страны. И так он тебя любит, и так тебе все простит, и со всем примет, и будет любить, любить, любить, уже любит — только приди, родной, пожертвуй, будь добр, а бог все стерпит… можно и через терминал.

    И не жадность вредна, а пряник.

    — В нашем обществе, когда уровень жизни достаточно приемлемый, ни к чему бабуины стремиться не будут.

    Они и с неприемлемым уровнем не стремились. Вообще, нет для человека понятия даже такого "неприемлемо", он ко всему привыкает. Масса если и стремится к чему, то лишь к неизменности — к привычке. Привычно значит хорошо. Будь этим "привычно" хоть война, хоть голод, хоть эпидемии.

    — Поп-индустрия это чистый паразитизм на подогреве инстинктов. Именно поэтому в книжных магазинах полки заставлены сочинениями, написанными гормональными самцами и самками.

    Зрителя/читателя в демократическом обществе не воспитаешь. Прогресс массам всегда навязывали, они это дело не любят. Вольтер уже жаловался на смерть литературы. Вообще, каждый хороший писатель, похоже, повторяет, что теперь-то гении и перевелись. И все правы, гении редко рождаются, так — всё самцы, да самки. Но ведь и им кушать надо, пусть будут. Не "50 оттенков серого", "Сумерки" или какой-нибудь Гэри Дженнингс с Донцовой, Максом Фраем или Харуки Мураками отвратительны, их возведение в ранг литературы прискорбно. Хотя и тут ведь — все на сравнении работает, кажется — ну куда уже хуже, а ведь найдется на каждого Мураками своя Э.Л. Джеймс, рядом с которой и Мураками не Мураками уже, а прямо Мисима или Акутагава.

  6. С какой целью был создан проект A, B, C, D…men?

    Если отвечать с искренностью того мексиканца — бесцельно. Впрочем, так зачастую и создаются неплохие вещи. Журналисты и особенно ученики нашей актерской студии нас часто спрашивали, как находить деньги на свои проекты. Я в ответ интересовался, а как ищут они, и видел, что у очень многих людей финансовая картина 19-го века. Так, естественно, много не соберешь. Послушав мой ответ, многие просили это написать или заснять, на планшеты себе снимали, а тут как-то и студия, и камера были под рукой, и мысли, что хорошо бы как-то поплотней с интернет-аудиторией повзаимодействовать.

    После первых трех роликов стали приходить благодарности. Вдумчивые такие благодарности, что в интернете, особенно русскоязычном, редкость. Мне же всегда становилось (и, наверное, увы, будет становится всегда) больно за всех тех умных и чутких существ, которым тяжело выносить человеческое уродство, которые ищут себе какую-то точку опоры и могут гореть, но еще не совсем нащупали ради чего гореть стоит. Таким приятно давать нужную им информацию.

    После окончания первого сезона, люди стали задавать вопросы. Иногда попадались интересные. Так родились статьи.

    Очень немногие способны придать смысл своей жизни, большинство нуждается в том, чтоб смысл их жизни придали извне. И это — нормально, это природа, с этим глупо бороться. Среди этого большинства есть крайне приятные люди, замечательные умные люди с внутренним жаром, страдающие от того, что жар этот некому и нечему отдать. Люди, умеющие ценить красоту, нуждающиеся в ней, как в витамине, с необходимостью врожденной служить ей, но не находящие ее в своем уродливом окружении. Делиться с такими красотой — радость. То, правда, уже не задача влога, но влог несет полезную информацию, дает систему координат. Как пюре для ребенка перед тем как он осмелится перейти к большему.

  7. Почему A, B, C, D…men выходит не так часто как Вы обещали? Вы расстроились из-за маленькой аудитории, что в принципе Вы наверняка ожидали. Может быть стоит упаковать A, B, C, D…men в попсовую форму с тем же содержанием?

    На лавры Pew Die Pie мы и не замахивались никогда. Тут уж по способностям. Не получится у меня перед камерой на спину перекатиться и крепко так себя ладонью по заднице приложить. Не могу я так, а он может. Поэтому он получает с Youtube до полутора миллионов в месяц, а мне эти деньги в других местах искать надо. Оттого и видео выходят лишь с той частотой, с какой мы на них время находим. Видео эти вообще изначально рассчитывались на пару-тройку десятков людей, с которыми мы более-менее знакомы лично. Как эксперимент задумывались.

    Тем приятнее было, когда Айгерим (Айгерим Ереханова, со-режиссер), разбирая почту, стала находить не советы от зрителей/читателей (в русском интернете все щедры на советы) "вы бы продвижением занялись, чё вы влог не продвигаете?", а предложения в роде "можно я там-то и там-то ваш влог вывешу" или "я бы хотел сделать для вас то-то и то-то, если разрешите". Такая готовность вовлечения, желание безвозмездно для тебя что-то сделать в благодарность за информацию — для меня важный пункт оценки как самой информации, так и ее подачи.

    Сегодня, когда создание контента стало доступно каждому, подсчеты все еще ведутся в количестве зрителей и подписок (и то уже не в количестве просмотров), я же убежден, что тенденция обязательно свернет со временем на качество этого зрителя.

    По феномену "длинного хвоста" поисковым системам, Youtube, социальным сетям сейчас важно количество ваших зрителей, но когда этот показатель будет исчерпан, станет важным, насколько этим зрителям важны вы. Зеваки ли они, которые заходили к вам — скоротать время за "поржать" или у них есть бОльшая эмоциональная вовлеченность, готовы ли они вам отдать нечто бОльшее, чем три минуты свого времени. Насколько вы незаменимы.

  8. Какие у Вас дальнейшие планы по развитию проекта?

    На очереди есть еще четыре эпизода второго сезона. Проект гибкий, живой, меняется так, как удобно нам.

  9. Я сторонник Вашей идеи донести до людей не биологическую задачу. Я считаю, что это задача может быть решена только Церебральным сортингом. Каждый за собой подтирать никогда не будет.

    Я не поклонник Сергея Савельева и убежден, что в социальных вопросах, если мы говорим о достижении реальных результатов и изменений, одному инструменту никогда не стать панацеей. Но "гуманизм", бесспорно, тупиковый путь для человечества, поскольку он подразумевает изначальное равенство в интеллекте и силе воли, или хотя бы наличие у каждого существа минимального "набора" должных качеств, что от истины далеко. С людьми любая гуманность выливается в конечном итоге в обслуживание самых хилых, глупых, претенциозных и неблагодарных особей лучшими умами и сердцами, но так как это слишком противоестественно, массам, как бы они не вздыхали, такой картины не видать никогда. Человечество играет в гуманность так же, как оно играет в демократию.

    Лишь жесткая иерархия сделает каждого счастливым, обезьян в том числе. В общем-то к этому мир и идет.

  10. Вы написали роман в стихах «Автопортрет». Какую основную мысль Вы хотите донести до читателей?

    Если роман можно свести к одной основной мысли, он — не литература.

    Искусство — музыка, фильмы, картины, книги, по сути своей — концентрат. Человеку можно тысячу раз повторить одну и ту же истину, пока он ее не проживет, она останется для него лишь пустым набором звуков, как бы он с ней ни соглашался, как бы ни старался запомнить. Люди способны что-то вместить в свою жизнь, лишь когда это что-то проживается. И в этом величайшая ценность искусства, оно не открывает вам знания или истины, а заставляет вас их прожить, прочувствовать своей кровью и на своей коже, если у вас, конечно, хватит воображения и смелости, потому что люди боятся всего глубинного — слишком много внутренних ресурсов на него требуется.

    Вагнер не раз повторял, что лишь бездарные испонители и человеческое неумение слушать спасает зрителей его опер от сумасшествия: многие из них слишком слабы, чтоб пережить ту красоту, что он им превратил в музыку.

    Кстати, романом в стихах эта книга для меня никогда не была. Так ее стали называть те, кто читал "Автопортрет" еще в электронном варианте, до издания, затем редактор, издатель… так и прижилось.

    В "Автопортрете" четыре основных персонажа из разных эпох, и для меня это лишь первая ласточка рассказа об их вселенных. Испанский гранд XVI-го века: Золотой Век Испании, инквизиция, освоение колоний. Тевтонец XIII-века, норвежец IX-го и офицер СС.

    Рассказывая их истории, мне не так важно к какому носителю прибегать — будь то кино, книги, картины — зачастую все вместе, но что отличает "Автопортрет" от книг и фильмов, которые еще будут — это его "внутренность". Если искусство концентрат жизни, то стихи — концентрат литературы. Люди зациклены на внешнем — куда, когда, что, как — основа "экшна". А, на самом деле, для интересной истории, это все неважно. Самое важное — это кто и почему. События становятся интересными, лишь когда они происходят с интересными людьми, лишь когда в них есть проживание. Когда суть есть.

    "Автопортрет" — это рассказ этими четырьмя персонажами своей жизни, но не так, как это делает Клава своей соседке или как это делает канал HBO, а так как рассказывают свою жизнь себе или богу тогда, когда ищут большего погружения. "Исповедь, короче", — как заявила мне одна литераторша. "Ну, если вам надо совсем упрощенно — да", — что еще тут ответишь, — "Исповедь. Короче".

  11. Франц, я безусловно признаю Ваш очень высокий интеллект. Я искренне желаю успеха Вашему проекту.Какие ближайшие Ваши спектакли Вы можете про анонсировать?

    Спасибо. От театра мы пока отошли, может, вернемся к нему однажды, но сейчас большую часть времени занимает подготовка к полнометражному фильму в США. Фильм, кстати, называется A, B, C, D…men. Именно по нему и назван был влог, тогда как раз писался сценарий. Это картина в комиксном жанре и, опять-таки, совершая над собой тяжкую пытку упрощения — комедийный фильм с элементами черного юмора, вот. Но о нем мы совсем скоро, до конца сентября, еще расскажем куда подробнее, в том числе и на Youtube, на страницах Вконтакте, на Facebook.

    Спасибо вам и удачи.

Рубрика: Искусство
28 680
11
Понравилось интервью? Оставь комментарий!
  • Лера

    Очень грамотный парень.

    • 2467

      Вообще то это женщина. У неё имя есть другое.

  • НАЗАР

    Говорит она красиво т.к её профессия связана с этим
    и принижать других что другие сварщики не знают там Оскар В. с её стороны глупо

  • Ден

    глянул её ролики
    говорит красиво
    но Она теоретик
    своё кошелёк я ей бы не доверил

  • ddaf

    в бизнесе она не рубит))))) только слова….))

  • Данил

    Вопросы правильные ей задают.
    Нейроморфологию ей не мешало бы почитать.

    • глеб

      согласен
      занимется она сугубо творческой деятельностью, эмоциональной
      которая не несёт пользы «человечеству»

  • Раиль

    Франц умная, но женственность из за этого потеряла.

  • Rita

    Франц прекрасен!Он говорит о том что «человек»-это то что должно быть преодолено, все мы думаем что мы правы, понимаем(если понимаем) и воспринимаем самих себя, (вообще все) так же как и раньше…как вчера, лет 1000 (грубо говоря) по привычке.На новые уровни надо выходить, да так чтобы «сгореть» до тла, все отдать, не жалеть себя.Бросаться в «огонь» и «воду».
    Его » религия»-красота.А «красота это -символ правды»(с)

  • абуали

    Кек, личинка Цодоковой.

  • Рубрики

  • Авторские права на интервью принадлежат Журналу Интернет-Личности internet - personality.ru Все права защищены. Копирование разрешено только при размещение прямой ГИПЕРссылки